Доклад главы города Радужный о взаимодействии с инвесторами по вопросам реализации инвестиционных проектов
Улучшение инвестиционного климата и создание благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения частных инвестиций на территорию города – одна из ключевых задач, стоящих перед администрацией города Радужный.
По итогам рейтинга муниципальных образований автономного округа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата за 2016 год, город Радужный относится к группе муниципальных образований с удовлетворительным уровнем состояния предпринимательской, инвестиционной деятельности и развития конкуренции и занимает 13 место.
Одним из эффективных инструментов в работе с инвесторами на муниципальном уровне является внедрение лучших практик, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение благоприятного инвестиционного климата и снятие административных барьеров в муниципальных образованиях, включенных в Атлас муниципальных практик, разработанный автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
Внедрение успешных муниципальных практик осуществляется в рамках заключенного между Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальным образованием город Радужный соглашения о сотрудничестве по вопросам внедрения 15 успешных практик, востребованных предпринимательским сообществом города Радужный:
В соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по внедрению успешных практик проведены все запланированные мероприятия по их внедрению. Создана экспертная группа по мониторингу внедрения успешных практик, в состав которой вошли исключительно представители предпринимательского сообщества. По результатам общественной экспертизы подписано и опубликовано 6 протоколов экспертной группы города Радужный. Информация о внедрении успешных практик размещена на официальном сайте администрации города и в информационной системе «Система Диалог».
По результатам проведения общественной и ведомственной экспертиз внедрены 13 успешных практик:
- Разработка и размещение в открытом доступе инвестиционного паспорта муниципального образования;
- Принятие комплекса нормативных актов, устанавливающих основные направления инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании;
- Утверждение стандартов качества предоставления муниципальных услуг;
- Ежегодное инвестиционное послание главы муниципального образования с принятием инвестиционной декларации (инвестиционного меморандума);
- Утверждение и публикация ежегодно обновляемого плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в муниципальном образовании и порядка предоставления информации для размещения на Инвестиционной карте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- Организация специализированного интернет — ресурса муниципального образования об инвестиционной деятельности, обеспечивающего канал прямой связи органов местного самоуправления с инвесторами;
- Формирование системы информационной и консультационной поддержки и популяризация предпринимательской деятельности, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- Создание общественного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при главе муниципального образования;
- Обеспечение присутствия на территории муниципального образования институтов развития и объектов финансовой инфраструктуры;
- Проведение мероприятий по сокращению сроков и финансовых затрат на прохождение разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования;
- Включение в перечень услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, связанных с разрешительными процедурами в предпринимательской деятельности, а также в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Проведение мероприятий по сокращению сроков разрешительных процедур для строительства, реконструкции линейных сооружений «последней мили» в целях подключения объектов капитального строительства к системам инженерной инфраструктуры;
- Обеспечение профессиональной подготовки должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций и поддержку предпринимательства.
2 практики внедрены частично:
- Организация сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Практика внедрена частично так как не был достигнут целевой показатель — доля инвесторов, сопровождаемых по принципу «одного окна», удовлетворенных работой органов администрации города, от общего числа инвесторов, сопровождаемых по принципу «одного окна» — не менее 70 %. Показатель не определен, в связи с отсутствием обращений инвесторов.
- Формирование доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов. Практика внедрена частично так как не был достигнут один из целевых показателей — количество представленных инвестиционных площадок (земельных участков) для размещения производственных и иных объектов инвесторов не менее 2 единиц. В 2016 году был реализован 1 земельный участок для строительства объектов капитального строительства. Второй участок не был реализован, в связи с отсутствием заявок на предмет аукциона.
В настоящее время проводится работа по полному внедрению этих практик.
Информация о результатах внедрения успешных практик, выполнении рекомендаций экспертов была заслушана на заседании Совета при Главе города по вопросам развития инвестиционной деятельности в городе Радужный (с участием представителей экспертной группы), и размещена на официальном сайте администрации города в разделе «Инвестиции. Формирование благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».
На этом работа администрации города по внедрению лучших практик не заканчивается. Разработан план мероприятий («дорожная карта») по мониторингу результатов внедрения успешных практик. В течение 2017 года ведется работа по реализации плана.
В целях оперативного предоставления актуальной информации об инвестиционном потенциале муниципального образования, механизмах поддержки инвестиционной деятельности, о нормативно-правовой базе в сфере инвестиций, доступности информации для инвесторов и потенциальных инвестиционных партнеров на официальном сайте администрации города разработан раздел «Инвестиции. Формирование благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности». Это открытый и доступный ресурс, который позволяет предоставлять инвесторам информацию об инвестиционном потенциале города. С момента открытия раздела зафиксировано 1 285 посещений.
Для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов организован канал прямой связи инвестора с главой города, через официальный сайт администрации города.
Одним из инструментов создания информационного поля для инвесторов, выступает инвестиционный паспорт города Радужный, содержащий основные социально-экономические показатели развития, а также иные значимые для инвестора сведения о муниципальном образовании. На постоянной основе ведётся работа по его наполнению и актуализации.
Ежегодно публикуется инвестиционное послание главы города Радужный в средствах массовой информации.
В целях совершенствования и координации работы по развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности созданы Совет по вопросам развития инвестиционной деятельности в городе Радужный, Совет по развитию малого и среднего предпринимательства города Радужный.
Для улучшения инвестиционного климата на территории города сформирован реестр земельных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов. По каждой инвестиционной площадке даны основные сведения: адреса, площадь, кадастровый номер, характеристика инженерной инфраструктуры, вид разрешенного использования. Всем инвесторам, инициирующим реализацию инвестиционных проектов, отвечающих направлениям развития муниципального образования, оказывается содействие в подборе инвестиционных площадок, разрешении вопросов предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов, оптимизации сроков согласования документов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, оказывается консультационная, методическая помощь. Информация об инвестиционных площадках размещена на официальном сайте администрации города Радужный и Инвестиционном портале Ханты – Мансийского автономного округа – Югры.
С целью установления порядка взаимодействия администрации города, ее органов и инвесторов утвержден Регламент по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна», который устанавливает сроки и последовательность действий органов местного самоуправления по оказанию информационного и организационного содействия субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, реализующим и (или) планирующим реализацию инвестиционных проектов на территории города Радужный, а также направлен на снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов. Стоит отметить, что инвестор может направить обращение и документы с помощью канала прямой связи на официальном сайте администрации города. На сегодняшний день заявлений в рамках утвержденного регламента от инвесторов не поступало. Данных факт связан с доступностью всех органов местного самоуправления, имеющих отношение к вопросам проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур в ходе подготовки и реализации инвестиционных проектов.
В целях выявления в проектах муниципальных правовых актов положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Радужный ведется работа по проведению оценки регулирующего воздействия.
На сегодняшний день сокращены сроки предоставления муниципальных услуг:
- выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории города Радужный – средний срок оказания муниципальной услуги 5 рабочих дней, нормативный срок 7 рабочих дней;
- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территории города Радужный – средний срок оказания муниципальной услуги 5 рабочих дней, нормативный срок 7 рабочих дней;
- выдача разрешений на производство земляных работ – средний срок оказания муниципальной услуги 6 рабочих дней, нормативный 7 рабочих дней;
- выдача градостроительного плана земельного участка – средний срок оказания муниципальной услуги 14 рабочих дней, нормативный 20 рабочих дней;
- присвоение объекту адресации адреса, аннулирование его адреса — средний срок оказания муниципальной услуги 10 календарных дней, нормативный 18 рабочих дней.
Город Радужный принимает участие в 5 портфелях проектов, основанных на целевых моделях, определенных перечнем поручений Президента Российской Федерации:
- Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества.
- Совершенствование и внедрение положений регионального инвестиционного стандарта.
- Подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям.
- Подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
- Получение разрешения на строительство и территориальное планирование.
А так же в региональных проектах:
- Сокращение предельного количества процедур и сроков, необходимых для получения разрешения на строительство.
- Создание системы мер по оптимизации процесса подключения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей (до 150кВт).
- Внедрение новых эффективных механизмов развития жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях.
Согласно утвержденным календарным планам вышеуказанных проектов все запланированные работы на уровне муниципалитета выполнены, отклонений по сроку выполнения нет.
Функции по управлению деятельностью по улучшению инвестиционного климата в муниципальном образовании и функции «проектного офиса» выполняет управление экономики и прогнозирования администрации города, во взаимодействии с органами администрации по направлениям деятельности.
Стремясь к установлению взаимовыгодного сотрудничества между властью и бизнесом, администрация города Радужный уделяет пристальное внимание развитию муниципально-частного партнёрства, концессионных соглашений.
Разработаны и утверждены:
— Порядок принятия решений о заключении концессионных соглашений;
— Порядок реализации муниципально-частного партнерства в городе Радужный;
— Правила принятия решений о заключении от имени муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный соглашений о муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
В целях создания условий для привлечения инвестиций в экономику города, развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства меняются подходы к управлению предприятиями коммунального хозяйства, за счет перехода на более эффективные. Так 24.10.2016 года и 12.12.2016 года заключены концессионные соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и централизованной системы водоотведения муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный.
С целью реализации концессионных соглашений была разработана инвестиционная программа по модернизации объектов и сетей водоканализационного комплекса города Радужный на 2017-2025 годы.
За весь период действия концессионного соглашения будет вложено более 420 млн. рублей инвестиций.
Одно из затратных мероприятий — это реконструкция водоочистных сооружений. На замену оборудования ВОС 8000 инвестор направит около 37 млн. рублей. Полная реконструкция резервуара чистой воды позволит накапливать и передавать чистую воду потребителям с учетом самых строгих требований к стандартам и санитарным нормам.
Не менее важная по приоритетам задача – реконструкция сетей водоснабжения. В рамках инвестиционной программы запланированы к замене более 30 км сетей водоснабжения.
Первоочередными станут и работы по реконструкции канализационных очистных сооружений. А это, кроме общетехнических задач еще и — экология, наше будущее. Общая сумма инвестиций, направленных на очистные сооружения — составит 125 млн. рублей: в планах строительство КОС 400, полная реконструкция КОС 15000, техническое перевооружение насосных станций, реконструкция сетей. Новое, современное оборудование будет выполнять важную роль по очистке сточных вод в соответствии с современными требованиями, это позволит внедрить технологии глубокой очистки сточных вод.
Кроме мероприятий по повышению качества воды,
в планах – закупка спецтехники для устранения и предупреждения аварий, модернизация канализационно-насосных станций, повысительных насосных станций, станций по подъему воды. Также рассматривается проект строительства сетей в отдаленные микрорайоны для обеспечения жителей централизованным водоснабжением и водоотведением.
Таким образом, в течение 10 лет Концессионер планирует модернизировать оборудование, реконструировать сети и оказывать качественные услуги по водоснабжению и водоотведению.
В настоящее время на территории города реализуются инвестиционные проекты за счет внебюджетных источников:
— инвестор ОАО «Алмаз»: Обновление станочного парка (стоимость инвестиционного проекта 100,0 млн. рублей); Приобретение и модернизация прокатного оборудования (стоимость инвестиционного проекта 1,0 млрд. рублей). Количество созданных рабочих мест за счет реализации данных проектов в 2017 году – 243;
— строительство магазина — кафе площадью 192 кв.м, инвестор ИП Е.Е. Гулиев;
— строительство магазина площадью 227,5 кв.м, инвестор ИП Д.Г. Садыгов;
— строительство магазина площадью 335,8 кв.м, инвестор ИП М.А. Селиневич,
— строительство торгового помещения под торговую сеть «Пятерочка» площадью 1023 кв.м, инвестор ООО «СХП «Снежеть»;
— реконструкция нежилого здания под торгово-развлекательный центр, площадью 1672 кв.м, инвесторы индивидуальные предприниматели Э.М. Шамыев, Н.Г. Солтанов, В.Я. Аббасов;
— реконструкция объекта под объект ремонта и обслуживания транспорта площадью 494,7 кв.м, инвестор ИП А.Н. Погорелый,
— реконструкция цеха сварки под склад — магазин оптово — розничной торговли площадью 273,2 кв.м, инвестор ИП И.М. Ибрагимов;
— модернизация свинофермы площадью 648 кв.м, инвестор ИП Н.А. Куржос;
— строительство свинофермы площадью 360 кв.м, инвестор глава КФХ Н.В. Ерохов.
На территории города планируются к реализации инвестиционные проекты:
— Строительство школы на 1100 мест, срок реализации 2018-2020 годы, стоимость создания объекта 1 587,6 млн. рублей, определен земельный участок.
К главе города с инициативой о реализации инвестиционного проекта по созданию указанного объекта обратилось Общество с ограниченной ответственностью «СЕВЕРАВТОСТРОЙМОНТАЖ». 4 и 11 сентября текущего года состоялись рабочие встречи главы города Радужный и представителей потенциального инвестора. В настоящее время подготовлен и проходит процедуру согласования с соответствующими органами администрации города Соглашение о сотрудничестве по реализации инвестиционного проекта.
— Строительство блочной модульной котельной «Центральная», установленной мощностью 16,84 Гкал/час, ориентировочная стоимость строительства 85 млн.рублей, с вводом в эксплуатацию в период подготовки к отопительному сезону 2018-2019 годов. Проект находится на стадии планирования, выполняются проектно-изыскательские работы (стоимость 2,5 млн.рублей).
В дальнейшем нами будет продолжена работа по созданию комфортных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.