Как подготовить ребенка к школьному сезону?


Рекомендации для родителей:Вторая половина августа — горячее время для всех, у кого в семье есть школьники. Больше всего хлопот у родителей будущих первоклассников.

Для того чтобы подготовить ребёнка к школе необходимо решить вопросы со школьными принадлежностями и с одеждой.

В преддверии нового учебного года специалисты территориального отдела Роспотребнадзора в г.Радужный предлагают рекомендации при покупке по вопросам качества и безопасности детских товаров.

Как выбрать школьную форму?

В гигиенических требованиях к детской одежде определены как обязательные «легкость, мягкость, удобный покрой, исключающий сдавливание поверхности тела, отсутствие вредного воздействия на организм детей». Кроме этого, следует обратить внимание на несколько других моментов.

Состав ткани. По сути, это главный критерий качества детской одежды. Рекомендуется выбирать ткани из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лен, шелк) и вискозы, обладающие наилучшими гигиеническими свойствами. Вложение в ткани химических волокон («синтетики») позволяет улучшить их потребительские свойства — сделать более мягкими, приятными на ощупь и удобными в эксплуатации. Однако это неизбежно приводит к ухудшению гигиенических свойств одежды. Приходится искать разумный компромисс между удобством и безопасностью.

К химическим волокнам, которые чаще всего используются в составе одежды, относятся:

ПЭ — полиэфир (он же полиэстер или полиэтилентерефталат, он же лавсан);

ПА — полиамид (он же капрон или нейлон);

ПАН — полиакрилонитрил (он же акрил, он же нитрон).

Для справки:

Синтетические волокна притягивают к себе частицы пыли, грязи, различные микроорганизмы, что может стать причиной возникновения местных аллергических реакций — в виде сыпи, контактного дерматита, а также негативно воздействовать на слизистую оболочку носа и вызывать респираторные аллергии.

Максимальный процент синтетических волокон, допустимый в составе ткани, из которой изготавливается школьная форма — 30% для блузок и рубашек и 55% — для костюмов, пиджаков, брюк, юбок и сарафанов.

Нательное белье лучше выбирать полностью из натуральных волокон или вискозы.

Маркировка. На школьной форме должны быть указаны место изготовления формы, название и адрес изготовителя, полное наименование конкретного изделия, состав ткани с разъяснением процентного содержания натуральных и синтетических волокон в ткани и в подкладке формы, способы ухода за формой и инструкция по правилам ухода за одеждой.
Размер формы. Рекомендуем не приобретать школьную форму на вырост, так как первое время такая одежда будет неудобна ребенку, а после может казаться поношенной.

Школьная обувь.

При выборе школьной обуви также следует ориентироваться на несколько правил.

  • Высота каблука для школьников 8 — 12 лет не должна быть более 2 см. Для старшей группы школьников 13 — 17 лет высота каблука у мальчиков — до 3 см, у девочек — до 4 см.
  • Обувь должна иметь жесткий задник, надежно фиксирующий стопу (сандалии, у которых вместо задника ремешок, покупать детям младшего возраста нельзя). Идеальный вариант обуви и для мальчика, и для девочки — туфли или ботинки на шнуровке.
  • Кроссовки предназначены только для занятий спортом,  носить их в течение длительного времени нельзя.
  • Ортопедическая обувь нужна только детям, которым ее назначил врач-ортопед. Остальным она не только не полезна, но может даже навредить.
  • Неправильный выбор обуви может стать причиной развития плоскостопия, нарушения походки, деформирования стоп и позвоночника, и, как следствие, заболевания внутренних органов.
  • Удобная школьная обувь производится из натуральных материалов, обладает не слишком жесткой подошвой.
  • Покупать туфли или ботинки следует только после примерки. Длина обуви обязательно должна быть на 10 мм больше длины стопы.

Кроме того, ребёнку нужно будет купить спортивный костюм и спортивную обувь для физкультуры. Спортивный костюм лучше всего покупать из «дышащей» ткани, а кроссовки не слишком тяжёлые с удобной и не жёсткой подошвой.

Школьный ранец.

Выбирая школьный ранец, родители нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, все это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое — вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.

  • Вес. По действующему ГОСТу масса пустого ранца не должна превышать 1 кг. При этом вес ранца со всем содержимым должен составлять не более 10% от веса ребенка — для учащихся младших классов это примерно 2 килограмма. Важно не только выбрать легкий ранец (большинство моделей известных западных производителей укладывается в нормы), но и следить за его содержимым, когда ребенок начнет учиться, выкладывать ненужные учебники, тетради и другие вещи. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг,  5–6  классов — 2,5 кг, 7–8 классов — 3,5 кг, 9–11 классов — 4 кг.
  • Ортопедическая спинкаповторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка — быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине (это требование прописано в ГОСТе) и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине ребенка. Оптимальная ширина лямок — 4-5 см.

Подкладки на спинке и лямках чаще всего обиты сетчатой «вентилируемой» тканью, благодаря которой спина ребенка не потеет. В некоторых моделях спинка полностью пластиковая, и функцию «вентилятора» выполняют специальные борозды, нанесенные на нее.

  • Светоотражающие элементы. Не все родители понимают их важность, но именно светоотражающие элементы и яркая окраска ранцев делают детей заметнее на дороге. Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами». Правила дорожного движения рекомендуют всем пешеходам при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости «иметь при себе предметы со световозвращающими элементами».

При выборе ранца удостоверьтесь, что светоотражатели имеются со всех сторон.

Режим дня.

С наступлением летнего периода и началом летних отпусков, родители все меньшее начинают уделять внимания, сну ребенка. Именно в этот летний период возникает хорошая возможность, заранее сформировать у своего ребенка привычку рано вставать и ложиться в строго-определенное время. Причем, родителям не следует забывать, что в семилетнем возрасте сон ребенка должен составлять не менее 10 часов, поэтому, если вы планируете поднимать ребенка в 7 часов утра, то укладывать его спать нужно не позднее девяти часов вечера. В противном случае, при несоблюдении этого правила и отсутствия сна днем, у ребенка начнет накапливаться хроническое недосыпание, им постепенно начнет овладевать вялость и раздражительность, что негативно скажется на внимании и сообразительности ребенка, а также на невозможности его сосредоточения на интеллектуальных задачах.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1–4 классе — 10–10,5 часов, 5–7 классы — 9,5-10 часов, 6–9 классы — 9–9,5 часов, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Рабочее место.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Благодаря данной посадке ребенка происходит снижение тонуса мышц спины и плечевого пояса, что способствует сохранению осанки и стабилизации ее при правильных параметрах.

При оборудовании рабочего места для школьника важно правильно подобрать не только мебель (стол, стул), но и освещение – иначе проблем со зрением не избежать.

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

При правильном освещении глаза ребенка будут меньше уставать, сам он меньше утомляться, а значит лучше справляться с учебной нагрузкой и успешней учиться.

Если все эти знания, умения и навыки будут присутствовать, то о дальнейшем обучении детей можно не беспокоиться. Родителям следует только их контролировать, а педагоги помогут развить и усовершенствовать.