Религия – спасение в обоих мирах


В эфире телеканала «Новое время – Радужный» на вопросы журналистов ответил имам-хатыб местной мусульманской религиозной организации города Радужный Муса Хасанович Белгороев. Программа «Диалог» состоялась в формате брифинга. Представляем вашему вниманию некоторые из них.

– Муса Хасанович, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, как сегодня исповедуется ислам в Радужном?

– В нашем городе со времен постройки мусульманской мечети создался очень благоприятный фон. Люди, практикующие исламские законоположения, то есть выполняющие ту или иную часть религиозной практики, будь то молитва или пост, могут беспрепятственно это делать. На протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем с администрацией муниципалитета, образовательными, медицинскими и спортивными учреждениями. Нашу деятельность освещают в городской газете, на телевидении и радио. Условия есть, а насколько человек предрасположен выполнять свои обязательства перед всевышним, это уже зависит от него самого, уровня его веры и образованности.

– Как Вы считаете, насколько глубоко журналист должен разбираться в религии, о которой пишет?

– Тот, кто говорит о религии, должен нести за это ответственность. Человеку нужно изучать ту сферу, которую он освещает, особенно если это несет с собой весть, которую слушают, а потом и следуют за ней. Возьмем, к примеру, медицину: если мы говорим о ней, не имея знаний, то можем своими деяниями погубить людей. А религия еще важнее, ведь она ведет человека по жизни и является спасением в обоих мирах. Не только журналисты должны нести ответственность за то, что они пишут и говорят, но и каждый человек – за слово, произнесенное им. Мусульмане опираются на то, что говорится по этому поводу в Коране и хадисах Пророка Мухаммеда. То есть насколько веско сказано слово и каковы могут быть последствия. Если человек станет носителем какого-либо дела, которое принесет убыток, потерю или утрату, а последующие поколения будут прислушиваться к его деяниям, он понесет бремя за то, что другие чинили из-за того, что он нес. То же самое касается доброго слова и дела – человека ждет награда за то, что он сотворил.

– Правда ли, что у мусульман всего два праздника в году?

– У мусульманина, который работает, растит детей, занимается общественной деятельностью, праздников много. Например, человека повысили в должности – это праздник, родился ребенок – праздник, сын окончил учебное заведение – праздник, дочь вышла замуж – тоже праздник. Но если говорить о праздниках, установленных Аллахом, то их всего два. Каждый год в исламе приходит месяц обязательного поста – Рамадан, по окончании его – праздник разговения Идуль-Фитр, который несет в себе духовный, глубинный смысл. Во время него люди раздают милостыню нуждающимся, чтобы те тоже почувствовали дух торжества. Второй праздник – Иду-льАдха, он наступает по окончании десяти дней месяца Зуль-Хиджа; мусульмане совершают жертвоприношение, например барашка, и вновь раздают нуждающимся, чтобы люди радовались общему единению, согласию, тем самым приближаясь к довольству Творца. Также сегодня мусульмане, живя рядом с представителями иной религии, вместе празднуют знаменательные даты и другие мирские праздники.

– Можно ли православному или неверующему посещать мечеть?

– Двери мечети открыты для любого человека, независимо от его вероисповедания. Православным в мечети нельзя участвовать в намазе, но можно оставить добровольное пожертвование, это будет рассматриваться как дань уважения другой религии.

– Радужный – многонациональный город. На Ваш взгляд, какие можно и нужно задействовать процессы, чтобы сохранить самобытность, но быть частью общей культуры?

– Прежде всего человек не должен терять свою самобытность. Не запрещено познавать культуру, обычаи и традиции других народов. Если бы мы жили в замкнутом пространстве, нам было бы скучно, тесно, неинтересно. Каждый из нас прекрасен. К сожалению, есть и такие, которые отошли от духовных ценностей и нравственности, а это губит человека. Поэтому мы просим себе и желаем другим всегда оставаться людьми.

– На что сегодня взрослые должны обращать внимание при воспитании мусульманских детей, ведь вокруг так много соблазнов?

– В Коране есть много аятов, ясно и четко говорящих о том, как нужно воспитывать детей. Есть изречение Посланника Аллаха, что каждый несет ответственность за свою паству. Муж ответственен за всю семью, жена – за детей. Дети даны нам в этом мире, и насколько правильно мы их воспитаем, такие плоды и получим. Ни в коем случае нельзя отказываться от воспитания подрастающего поколения, ссылаясь на то, что мы заняты работой. А потом ребята вырастают беззаботными, восстают против родителей. Ребенку-мусульманину не разрешается выражать свое недовольство старшим даже слабым вздохом. Главное, чтобы с детства отец и мать давали правильное воспитание детям.

– Духовно-нравственное становление подрастающего поколения – одно из важных направлений в работе религиозных деятелей. Что в этом плане проводится на территории Радужного?

– Нас очень часто приглашают на различные мероприятия, где организуются встречи со студентами, старшеклассниками, школьниками. Мы имеем возможность доносить до детей, что такое духовность, нравственность, что значит быть в числе тех, которые понесут светлые мысли, переданные нашими предками. Мы стараемся эти обязанности выполнять, именно на встречах с молодыми ребятами, и огромное благо, что в нашем городе предоставляется такая возможность, и мы общаемся с детьми напрямую. Они всегда задают интересные и животрепещущие вопросы.

Подготовила Елена ПРЕДЕИНА, газета «Новости Радужного»