Жестокое обращение с детьми


Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу ничуть не меньше.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее

к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребёнка; угрозы в адрес ребёнка в словесной форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

 Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты, а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития

защиту ребёнка от сексуального посягательства

защиту ребёнка от других форм жестокого обращения

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних

за преступления против семьи и несовершеннолетних

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребёнка на уважение его человеческого достоинства

право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры:

ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);

ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);

ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);

ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);

ст. 116 (побои), ст.117 (истязание);

ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

ст. 131 (изнасилование);

ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);

ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);

ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);

ст. 135 (развратные действия);

ст. 125 (оставление в опасности);

ст. 124 (неоказание помощи больному);

ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

ст. 110 (доведение до самоубийства);

ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации ( лишение родительских прав );

ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации ( ограничение родительских прав );

ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации ( отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью ).

ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (отстранение опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принятие необходимых мер для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности).

Заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить. Его нужно уважать и видеть в нём личность.

Не забывайте о том, что воспитание – процесс длительный, мгновенно результаты не появляются, как бы вам этого не хотелось. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь.

Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.

Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…».

Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут ребёнка призывать к стыду, вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера! 

Не будьте равнодушными!

Дети не должны быть чужими!